Официальный сайт администрации переехал на INSTER39.RU


Euroregion / Еврорегион
Регламенты
Детские сады
Законодательство
ИТОГИ РАБОТЫ
Организации
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Советы депутатов
Учебные учреждения
Дела молодежные
Градостроительство
Блокнот
Лечебные учреждения
Муниципальный заказ
Туризм
Противодействие коррупции
ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 2010
Экономика
Мун. имущество, земля -продажа
ТИК
ЖКХ
Газета
Культура и историческое наследие
Общественные организации


Галерея

Черняховск.SU

Черняховск.SU


Сайт правительства Калининградской области

Портал государственных и муниципальных услуг Калининградской области

Государственный Интернет-Сайт правовой информации



Погода в Черняховске



Поиск по сайту:



Рассылки Subscribe.Ru
Лента RSS Chernyahovsk.SU "Черняховск.SU"


ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ - 2009

Августовская конференция 2009 года


Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»



Уважаемые коллеги!
(СЛАЙД 1)
В 2010 году завершается пятилетний этап реализации Федеральной целевой программы развития образования. В следующий пятилетний этап реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы  в практике каждого муниципалитета должны получить распространение все ключевые параметры национальной  образовательной инициативы «Наша новая школа». Так было объявлено Президентом в его ежегодном послании Федеральному собранию 5 ноября 2008 года. (СЛАЙД 2)
И сегодня  на нашем традиционном августовском педсовете мы подробно рассмотрим  каждый  ключевой параметр на примере образовательной стратегии  Черняховского муниципального района.
Как вы знаете, мы живем в эпоху быстрой смены технологий, и перед нами стоит задача формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможности его удовлетворения. Инновационное образование, к которому мы все стремимся,  – это такое образование, которое обеспечивает новые результаты, воспитание конкурентоспособных, социально ответственных, инициативных и компетентных граждан. И только инновационные образовательные учреждения смогут стать базой для внедрения современных образовательных стандартов, реализации инициативы «Наша новая школа». (СЛАЙД 3)
Несомненно, большой вклад в реализацию инновационного образования внес  приоритетный национальный проект и комплексный проект модернизации образования. Поддержка инновационных школ, лучших учителей, талантливой молодежи, внедрение современных информационных технологий, оснащение школ учебными и учебно-наглядными пособиями, оборудованием. Результаты этой поддержки, согласитесь, почувствовала на себе каждая школа. 1 сентября приняла учеников новая Доваторовская школа,(слайд 4) капитально отремонтированы Привольненская и Междуреченская школы,(СЛАЙД 5) качественно видоизменились Калиновская и Свободненская школы(СЛАЙД 6). Все школы обеспечены Интернетом и лицензионными программами, к сельским школам пришли школьные автобусы, их у нас 17, в этом году ожидаем еще 2, произошла оптимизация сети, которая дала возможность укомплектовать школы квалифицированными педагогами. Возросла в несколько раз доля школьников, занимающихся в современных условиях, (СЛАЙДЫ 7,8,9,10.).  Сегодня  она достигает 60%. В школах созданы и активно работают управляющие советы.
Все образовательные учреждения перешли на нормативное финансирование и на новую систему оплаты труда. Теперь заработная плата педагога напрямую зависит от качества его работы, стимулирующий фонд материально поддерживает эффективно работающих педагогов.
Я перечислила те качественные подвижки на всех уровнях образования, которые произошли благодаря государственным проектам поддержки  образования (слайд 11). В этом году завершается Комплексный проект модернизации образования, который научил нас зарабатывать деньги, предлагая результат. Управление образования и большинство школ принимали участие во всех конкурсах ПНПО и КПМО. Это «Дорога в школу», «Фонд поддержки местных инициатив», «Оценка качества образования», «Развитие образовательной сети», «Роялти – педагогу-новатору», «Поддержка талантливой молодежи», конкурсы благоустройства и др. За три года победителями федерального и регионального проектов стали Междуреченская СОШ, МОУ СОШ № 8, МОУ СОШ № 6, Калиновская СОШ, Привольненская СОШ, МОУ гимназия № 2, Лицей № 7.  Дважды побеждало управление образования в конкурсе развития сети. Всего за эти три года нами выиграно около 20 млн. рублей. Нам есть чем гордиться! Семь федеральных и двадцать четыре региональных победителей конкурса лучших учителей! (СЛАЙД 12).  В этом году лучшими стали 5 педагогов:  Скороспелова Ирина Николаевна (учитель истории МОУ СОШ № 4) удостоена президентской премии, (СЛАЙД 13) а Багинский Юрий Васильевич (преподаватель ОБЖ МОУ СОШ № 8), Хайлова Зоя Владимировна (учитель физкультуры МОУ СОШ № 4), Кульбака Наталья Владимировна (учитель начальных классов МОУ СОШ № 6), Михалькова Цилина Викентьевна (учитель начальных классов МОУ СОШ № 1) награждены премией губернатора.

Естественно, новая школа требует  новых учителей. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы. Педагогов, отвечающих современным требованиям, у нас немало, что подтверждает ежегодная аттестация педагогических и управленческих кадров. Уже два года такая аттестация проходит по новым требованиям, (СЛАЙД 14). В этом году аттестованы 102 человека:  из них на высшую - 43 педагога, на 1 категорию - 37 педагогов и 15 педагогов аттестовались на 2 категорию. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров должна вернуться к модульному принципу, гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов и обуславливаться образовательными потребностями учащихся. Обучение действием – вот главный принцип построения программ повышения квалификации. Напомню, что одним из  обязательных условий  аттестации педагога является его владение современными информационными технологиями.
Высококвалифицированные педагогические кадры (СЛАЙД 15) – одно из базовых условий качественного образования. Качество образования и его  доступность, а также развитие системы контроля и над первым, и над вторым  - главная задача сегодняшнего дня. Система контроля качества должна быть прозрачной, объективной, трехуровневой. По показателям качества образования  в результате отбора муниципальных общеобразовательных учреждений в 2008/09 учебном году МОУ гимназия № 2 и МОУ лицей № 7 выиграли гранты, которые пополнили фонд стимулирования качества. Но победителями рейтинга качества совсем не обязательно должны становиться только школы повышенного статуса. Параметры, по которым идет отбор лучших образовательных учреждений, учитывают все стороны школьной жизни: учебную деятельность, внеклассную, здоровье и отдых школьников, профильное обучение, наличие ученического и учительского портфолио  и т.д. Сразу хочу предупредить, что школы, кроме МОУ СОШ № 1,  очень несерьезно отнеслись к проекту системы менеджмента качества – СМК, что, несомненно, отразится на  рейтинге образовательного учреждения.
10 сентября все общеобразовательные учреждения вновь должны подать сведения по различным показателям качества образования, на основе которых будет составлен ежегодный рейтинг образовательных учреждений.
И один из главных показателей - результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов. (СЛАЙД  16)
    В этом году Единый государственный экзамен перешел в штатный режим. Впервые выпускники, не набравшие минимального количества баллов по обязательным предметам, вместо аттестата получили справку. Таких выпускников у нас 31: 28  выпускников вечерней СОШ, 2 – из Междуреченской СОШ и 1 – выпускник СОШ № 5. (СЛАЙД 17  )
Средний балл  по области по русскому языку – 58,31. Средний балл по району -  54,2. По русскому языку, кроме лицея и гимназии, превысили средний балл в регионе МОУ СОШ № 4 и МОУ СОШ № 8 среди городских школ, и Калиновская – среди сельских. (СЛАЙД  18)
По математике средний балл в регионе – 45,08. Средний балл по району – 39,4 (СЛАЙД 19)
Как вы видите из диаграммы, по математике только МОУ лицей № 7, МОУ гимназия № 2 и МОУ СОШ № 4 превысили среднерегиональный, остальные школы показали более низкие результаты. (СЛАЙД 20) Особенно плохо обстоят дела у выпускников сельских школ. И если результаты Доваторовской, Привольненской и Междуреченской школ можно  объяснить прошедшей реструктуризацией, то неудовлетворительные  результаты  по русскому языку и по математике  выпускников  Свободненской СОШ оправдать невозможно.
Печальную  статистику  низких результатов  продолжит также вечерняя (сменная) школа. 40% двоек по математике, 30% по русскому! Но  здесь есть ряд объективных причин. Как никогда много в этом году в вечернюю школу пришли ученики, закончившие образовательные учреждения много лет назад. Конечно, это не должно служить оправданием для подобного результата, и администрация  вечерней школы обязана сделать соответствующие выводы.
В этом году у выпускников, получивших неудовлетворительные результаты, была возможность пересдать русский язык и математику, иначе  не получивших аттестаты было бы гораздо больше. Неизвестно, будет ли такая возможность на следующий год (СЛАЙД 21, 22 ).
Есть у нас  повод и для гордости:  два выпускника наших школ заработали по 100 баллов: Гродницкая Екатерина, выпускница лицея № 7,  получила 100 баллов по математике и физике (учителя: Кусурова Наталья Павловна., Савинкова Татьяна Анатольевна), Назаренко Елена, выпускница МОУ СОШ № 8, получила 100 баллов по русскому языку (учитель Парадеева Людмила Ильинична). (СЛАЙД 23)
Впервые в этом году учащиеся 9-х классов на добровольной основе сдавали экзамены по выбору. Это очень хорошо, что ребята не побоялись новой формы аттестации, что говорит об их качественной  подготовки в школе. Всего сдавали экзамены по выбору, а их было 7 (химия, биология, история, обществознание, геометрия, физика, география ) – 179 выпускников. Это составляет 37% от общего количества сдававших экзамены. Результаты экзаменов по выбору хорошие, неудовлетворительных отметок нет.
Как и в прошлом году, неудовлетворительные результаты показали выпускники 9-х классов по математике - 154 «двойки», что составляет 32% от количества сдававших математику! ( СЛАЙД 24) Единственная школа, где все выпускники сдали на положительные отметки,  - МОУ СОШ № 3. Безобразные результаты в сельских средних школах (СЛАЙД  25). Более 50% выпускников не справились с итоговым тестированием! Свободненская и Доваторовская средние школы прозвучали на коллегии министерства образования в рейтинге школ, в которых  наибольший процент «двоек» у выпускников 9-х классов, причем в Свободненской СОШ и по русскому языку, и по математике. Неутешительные результаты и у городских школ № 1, № 5, № 8.
По русскому языку, напротив, по результатам муниципалитетов мы в числе лучших (СЛАЙД 26). Особенно порадовали выпускники МОУ гимназия № 2. Они занимают лидирующие позиции в области и по математике, и по русскому языку. Высокие результаты и в лицее № 7. Приятно, что школы повышенного статуса оправдывают свое название и являются примером для остальных. Хорошие результаты у учащихся МОУ СОШ № 3, МОУ СОШ № 4, стабильные у МОУ СОШ № 6 (СЛАЙД 27). Сельские школы показали результаты ниже среднерегионального.
Всем без исключения школам необходимо сделать самые жесткие выводы по поводу прошедшей государственной итоговой аттестации 9 классов (СЛАЙД 28). Как вы понимаете, браться за подготовку к экзамену по математике в 9 классе поздно. Необходимо начинать кропотливую работу с детьми с самого начала основной школы, а фундамент, естественно, должен быть заложен уже в начальных классах. И заканчивая тему итоговой аттестации выпускников 9,11 классов,  хочу поблагодарить людей, сумевших организовать на высоком уровне такое ответственное и трудоемкое мероприятие. Это в первую очередь пункты проведения всех экзаменов, не только обязательных, но и по выбору: МОУ Лицей № 7 и МОУ СОШ № 3 (директора Галина Михайловна Вильчинская и Татьяна Николаевна Осипова) Без замечаний провели экзамены МОУ СОШ № 8 , СОШ № 4 , МОУ СОШ № 6 .На «отлично» поработали и члены предметных комиссий по русскому языку, математике, предметам по выбору. Добросовестно трудились операторы и шифровальщики.  Думаю, что так же слаженно и качественно мы поработаем и в этом  новом учебном году. (СЛАЙД 29)
Говоря о качестве подготовки к экзаменам, необходимо особое внимание уделить результатам мониторингов, которые прошли в начальной и основной школе у учащихся 1,4,5,8-х классов. Подобные мониторинги пройдут и в этом году. Главной задачей этого мероприятия является, в первую очередь, выявление «болевых» точек, пробелов в знаниях,  чтобы педагог мог спланировать индивидуальную работу с учеником по их преодолению,  смог научить главному учебному умению – умению добывать информацию. Напомню, что  к тестам 9-классников прилагалась каждому таблица формул, которой большинство даже не смогли воспользоваться.     Поэтому нельзя ограничиваться только констатацией среднего балла, в школе должен быть проведен самый тщательный анализ результатов мониторинга. Особенно следует  обратить внимание  учителям МОУ СОШ № 8, Доваторовской и Калиновской СОШ. Процент «двоек» в мониторинге по математике учащихся 8–х классов, нынешних девятиклассников, превышает среднерегиональный в два раза – 25-30%! Зато «блестящий» результат продемонстрировали ученики Междуреченской СОШ  – 43% «пятерок»,при среднерегиональном показателе -15,7%).  Что ж, ЕМЭ- 2010 все расставит по своим местам,  и мы увидим реальные результаты. Мониторинг еще раз подтверждает тот факт, что особое внимание надо уделить среднему звену обучения. Если в начальной школе дети в большинстве своем успешны, если на  старшие классы идут работать самые сильные педагоги, то очень часто мы упускаем именно среднее звено. Педагогам необходимо учитывать возрастные особенности подростков. И если младшие школьники только осваивают умение учиться, то у подростков наиболее важная функция – коммуникативная. Они учатся общаться, самовыражаться, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности (СЛАЙД 30).
Поэтому первоочередным из пяти основных направлений   проекта «Наша новая школа»  является обновление образовательных стандартов, которое предполагает новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ. Главным результатом школьного образования, по словам министра образования Фурсенко,  должно стать его соответствие целям опережающего развития. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать другу другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Структура образовательных программ обязательно должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Сюда входят многообразные элективные курсы, курсы по выбору, посещение кружков, различных секций, занятий в творческих объединениях системы дополнительного образования детей и многое другое. Программы должны максимально учитывать склонности и возможности конкретных обучающихся, реализовывать индивидуальные образовательные программы
Постепенное внедрение образовательных стандартов начнется уже с 1 сентября 2009 года с начальной школы (СЛАЙДЫ 31-35). В каждой школе должна быть создана для младших школьников развивающая среда: привлекательные по дизайну мобильные классы, игровые комнаты и коридоры, по-современному оборудованные библиотеки, спортивные и актовые залы. В школе должны быть предусмотрены возможности для организации индивидуальной, групповой, фронтальной работы учащихся, для демонстрации мультимедийного выступления учителей и учеников.
Конечно, эстетическое оформление школ,(СЛАЙДЫ 35-40) прилегающих школьных  участков  - задача не новая, но все равно эта проблема остается. Приемка школ показала, что уже многие школы стали уделять большое внимание эстетическому    виду школ и кабинетов, но нет ни одной школы ни в городе ,ни на селе, территории которых привлекли бы внимание, где видна была бы оригинальная задумка коллектива и детей, а некоторые территории представляют собой просто безвкусные заросли посаженных цветов. Необходимо  дальше продолжить серьезную работу в этом направлении, привлекая не только родителей ,детей и учителей ,но и общественные работы, а также выпускников НПО и СПО этого года, оставшихся без работы, которых вы можете взять на стажировку и в школу и в детский сад. У вас перед глазами было много примеров ухоженных территорий школ других муниципалитетов.(41,42). Красивая, удобная, комфортная школа, в которой интересно учиться, поможет ребенку раскрыть свои таланты, свои способности (СЛАЙД 43).
Вторым  по значимости направлением  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является построение системы поддержки талантливых детей. Требуется создать все условия для возможности самореализации учащихся в каждой общеобразовательной школе. Олимпиады и конкурсы, ученические конференции и семинары, ведение и учет портфолио  обучающихся, модели дистанционного, заочного образования учащихся должны помочь одаренным детям раскрыть свои способности в различных областях деятельности. Делается у нас для этого немало: проводятся школьные и муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Дважды проводила областные литературные конференции, посвященные памятным датам, МОУ гимназия № 2. Команда из 134 школьников защищала честь города на областных олимпиадах.   Хороший результат этого года – 20 призовых мест в области. В десятку сильнейших вошли еще 105 школьников. Это наш «золотой фонд», с которым надо  работать на протяжении всех школьных лет. Но, говоря об одаренных детях, нельзя забывать о том, что в школах должна быть сформирована общая среда для проявления и развития способностей каждого ребенка. Необходимо развивать взаимодействие образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга. В частности, требует дальнейшего развития сотрудничество с нашим индустриально-педагогическим колледжем. Это поможет и обновлению школьной инфраструктуры, и профильной  подготовке, и поддержке творческой среды.
(СЛАЙД №44)
Особый индивидуальный подход требуют к себе дети с особыми образовательными потребностями
( СЛАЙД № 45  ). В прошедшем учебном году количество учащихся обучающихся индивидуально по сравнению с предыдущим годом  уменьшилось с 102 до 85 человек. (СЛАЙД №  46). Соотношение учащихся обучающихся индивидуально выглядит следующим образом:
по общеобразовательной программе  обучается         – 39% учащихся
по специальной коррекционной программе 7 вида – 34% и
по специальной коррекционной программе 8 вида – 27% учащихся.
(СЛАЙД №  47).В этом учебном году было организовано три школьные психолого - медико-педагогические комиссии, в ходе которых были определены дальнейшие маршруты обучения для 42 учащихся. По сравнению с предыдущими годами, количество и возраст учащихся прошедших комиссию уменьшились, что связано с более ранним выявлением педагогами и психологами  учащихся, нуждающихся в прохождении психолого-медико-педагогической комиссии, что позволяет, на раннем этапе определить способы устранения отклонений в развитии детей, разработку рекомендаций по обеспечению специальных образовательных условий.
(СЛАЙД №  48 ).
    Продолжает свою работу Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
В центре обучается 50 детей. Организована работа дошкольной группы для детей с особыми образовательными потребностями, трех классов по специальной коррекционной программе 8 вида, класса «Особый ребенок».  
   В течение учебного года специалисты Центра осуществляли выезды  в общеобразовательные учреждения района, в ходе таких выездов 300 детей прошли диагностику и получили консультации учителей –логопедов.
Успешно функционирует отделение ранней помощи детям с года до 3-х лет, целью которого является создание условий для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии.
(СЛАЙД49) Продолжает свое действие проект «Дистанционная образовательная школа для детей с особыми потребностями». Школа занимается обучением детей-инвалидов школьного возраста по общеобразовательным и дополнительным программам . На период обучения учащиеся бесплатно обеспечиваются комплектом компьютерного оборудования и доступом к сети Интернет. В 2008-2009 учебном году в проекте приняли участие четверо учащихся Черняховского района.


  
(СЛАЙД 50)
Обучение неразрывно связано с воспитанием. В новом учебном году необходимо повысить статус воспитания в учреждениях образования, перейти  от  акций  и  мероприятий,  посвящённых  каким – либо   датам,  к  планируемой  целенаправленной  деятельности. Так,  девять школ работают по долгосрочным программам воспитательной работы:
СОШ  № 8  ,     МОУ  СОШ  №5  ,    СОШ  №6 ,Гимназии  №2  ,  в  лицее  №7 и др.  В  отдельных  учреждениях  образования система  воспитательной  работы  включает    подпрограммы  «Учёба»,  «Здоровье»,  «Спорт»,  «Патриот»,  «Досуг»,  «Комфортная  школа»,  «Лето»,  «Гражданин»  и  другие.
Одной  из  составляющих  воспитательной  работы  является  организация  и  развитие  общественного  участия  в  управлении  образованием.(СЛАЙД 51).  Во  всех  учреждениях  района  действуют  органы  самоуправления.  Формы  их  различны.  В  одних  школах  - это  советы  старшеклассников,  в  других – это  ученические  парламенты,  активно  участвующие  в  жизни  школы.  Советы  старшеклассников  многих  школ  регулярно  выпускают  школьные  газеты,  в  которых  рассказывают  о  жизни  школы. Активно  участвуют  в  выдвижении  и   обсуждении  кандидатур  на  конкурсы  «Ученик  года.  Класс  года».   Новой  формой  деятельности  школьных  ученических  коллективов  стало  волонтёрское  движение.  Такие  группы  работают  в  школах  №4,  №8,  №1.
Важное  значение  в  гражданско – патриотическом  воспитании имеет  деятельность    детских  и  молодёжных  общественных  организаций.(СЛАЙДЫ 52-55).    Это  военно – патриотический  клуб  «Форпост»  ,военно – патриотический  клуб  юных  спасателей  «Буревестник»,  военно – патриотический  клуб  «Арсенал»,  историко – краеведческий  клуб  «Белый  Ворон»,  молодёжный  военно – патриотический  клуб  «Беркут»,    детское  общественное  движение  «Берегиня»,  лекторская  группа  «Гражданин»,  молодёжное  объединение  «Мы – россияне»  и  другие.  Организации активно  участвуют  в  различных  соревнованиях,  конкурсах,  акциях  по  самым  разным  направлениям.  Например:(СЛАЙД 56)  группы  волонтёров  провели  акции,  посвящённые  борьбе  со  СПИДом,  по  борьбе  с  вредными  привычками – употреблением  алкоголя,  курением,  сквернословием.             (СЛАЙД 57) Экологические  организации  школ  участвовали  в  акциях,  направленных  на  формирование  бережного  отношения  к  природе,  к  окружающей  среде.  Экологи  МОУ  СОШ  №1  в  рамках  областной  программы  «Хранители  природы»  провели  2  акции  «Тихая  охота»   и  «Помоги  зимующим  птицам».  Ребята  успешно  выступили  на  областной  отчётной  конференции  Программы   по  направлению  «Биоразнообразие  и  его  сохранение»  и  награждены  Золотым  сертификатом – Призом  Общественного  признания  за  презентацию  работы  по  теме  «Тихая  охота».  Экологи  СОШ  №5  приняли  участие   в  исследовательской  деятельности  «Биоиндикация  качества  атмосферного  воздуха». Ученица  9  класса  Соболева  Галина  с  исследовательской  работой  «Лишайники – растения – сфинксы»  стала  лауреатом  конкурса.  Учащиеся  5 – ой  школы  участвовали  в  международной  акции   «Крылья  над  Европой»,  где  были  награждены  Дипломом  и  Сертификатом  Союза  охраны  птиц  России.
Учащиеся  лицея  № 7  награждены  дипломом  за  участие  во  Всероссийском  конкурсе  в  рабочей  группе  по  журавлям  Евразии.  Продолжил  работу  клуб  «Экоград»  МОУ  СОШ  №8  под  руководством  ВЕРЫ Николаевны  Кириченко,  учителя  биологии.  Учащиеся  принимали  активное  участие  в  областных  конференциях  по  блокам  Программы  «Хранители  Природы».  16  апреля,  на  заседании  областной  Думы,  в  торжественной  обстановке  МОУ  СОШ  №8  в  числе  17  школ  области  были  вручены  Зелёный  флаг  и  Европейский  сертификат.
(СЛАЙД 58)     Активисты  лекторской  группы  «Гражданин»  МОУ  СОШ  № 4  ежегодно  становятся  победителями  и  призёрами  районных  и  областных  олимпиад  по  праву.  В  2008-2009  учебном  году  сразу  два  активных  участника  лекторской  группы  вошли  в  тройку  призёров  в  региональной  олимпиаде  по  праву  (Ладынин  Алексей – 1 место,  Скороспелов  Максим- 3 место).
       (слайды 59-63)
       Большая  работа  была  проделана  творческими  коллективами  образовательных  учреждений.  В  рамках  областного  многожанрового  фестиваля  детского  творчества  «Звёзды  Балтики»  прошли  районные  конкурсы  и  фестивали  по  вокалу,  хореографии,  театральному  творчеству,  художественному  слову,  фольклору,  состоялись  выставки  по  декоративно  - прикладному  творчеству,  изобразительному  искусству,  компьютерной  графике.  Коллективы  и  отдельные  исполнители  стали  дипломантами  и  лауреатами   районного  и   областного  фестивалей  детского  творчества  «Звёзды  Балтики».    Дипломами  и  грамотами  были  отмечены вокалисты:  Чернышова  Люба  и   Кириченко  Каролина  (ДЮЦ),  Глушак  Яна  (сош  №1),  Мищенкова  Екатерина  (МОУ  СОШ  №4,)  МОУ  СОШ  №6,  МОУ  лицей  №7,    МОУ  гимназия  №2,     хореографические  коллективы  МОУ  гимназии  №2,  СОШ  №8,  СОШ  № 3.
         Весомую  роль  в  развитии  воспитательной  работы  играет  система  дополнительного  образования, которая  остаётся  одним  из  приоритетных  направлений  работы.  На  базе  общеобразовательных  школ,  учреждений  дополнительного  образования  продолжают  работу  различные  кружки,  творческие  объединения,  молодёжные  организации,  секции,  клубы  по  интересам.  Всего  в  них  занималось  3214  школьников.  В  учреждениях  дополнительного  образования  по  состоянию  на  01.01.2009  года  занималось  1753  учащихся.  
    Деятельность  учреждений  дополнительного  образования  строится  с  учётом  запросов  и  потребностей  получателей  услуг,  основывается  на  изучении  спроса  детей  и  родителей  на  программы  дополнительного  образования  детей.  Методом  анкетирования  было  опрошено  100  респондентов  в  возрасте  10-16  лет.  В  результате  исследования  получены  данные  о  структуре  занятости  подростков  в  свободное  время,  об  уровне  популярности  объединений  ДЮЦ  в  подростковой  среде,  о  запросе  подростков    на  услуги  дополнительного  образования.  В  результате  исследования  сделаны  следующие  выводы:
- в  структуре  свободного  времени  подростков  преобладает  времяпрепровождение  на  улице,  за  компьютером,  дома,  во  дворе;
- наибольшей  востребованностью  у  подростков  пользуются  программы  обучения   информационным  технологиям,  занятия  неформальной  музыкой  и  спортом.  Отмечается  потребность  подростков  в  программах  технического  творчества.  Следовательно,  в  первую  очередь  необходимо  развивать  программы  научно-технического  и  спортивного  характера  и  программы  художественного  творчества.
(СЛАЙД 64)
  На  протяжении  двух  лет  в  соревнованиях  областной  Спартакиады  участвуют  учащиеся  4-х  классов.  В  личном  зачёте  среди  учащихся  4  классов  лучшие  результаты  показали учащиеся   из  МОУ СОШ  №4  г. Черняховска.  К  сожалению,  школы  г. Черняховска  по  итогам  областной Спартакиады  не  вошли  в  десятку  лучших.  Среди  сельских  школ  Междуреченская  СОШ  заняла  6  место,  Привольненская – 10  место.  Слабое  участие  в  соревнованиях  Спартакиады  приняли  МОУ  СОШ  № 5  и  МОУ  Свободненская  СОШ.  Руководителям  школ,  учителям  физической  культуры  необходимо  сделать  нужные  выводы  и  наметить  конкретные  меры  по  совершенствованию  спортивно-массовой  работы  с  учащимися.      
    Продолжается  работа  по  выполнению  мероприятий  Программы  военно –патриотического  воспитания  на  2007 – 2012  годы (СЛАЙДЫ 65-66).  Традиционными  стали  торжественные  линейки,  уроки  мужества,  посвящённые  Дням  воинской  славы  России.  На  эти  уроки  приглашаются  ветераны  войны,  участники  боевых  действий   в  Афганистане,  Чечне,  других  горячих  точках.   Учащиеся  школ  района – активные  участники  районных  мероприятий,  посвящённых  Дням  воинской  славы  России.  Важна работа  в  этом  направлении  учащихся  кадетских  классов  МОУ  СОШ  №8,  учащихся  военно–патриотических  клубов  «Форпост»,  «Белый  Ворон»,  «Буревестник».
(СЛАЙД 67)
     Муниципальная  научно – практическая  конференция  «Феномен  полководца  И.Д.  Черняховского»,  посвящённая  дню  памяти  И.Д.  Черняховского,  была  подготовлена  и  проведена  педагогами  МОУ  гимназии  №2. 2010  год – год  65-й  годовщины  со  дня  Победы  советского  народа  в  Великой  отечественной  войне, поэтому  одним  из  главных  направлений  будет  работа  по  организации  и  подготовке  к  этой  великой  дате (СЛАЙДЫ 68-71).
     Одним  из  приоритетных  направлений  являлось  духовно – нравственное  воспитание.  Работа  в  этом  направлении  осуществлялась  через  районное  методическое  объединение  преподавателей  духовно – нравственных  дисциплин.     Проведены   районные  выставки  детского  рисунка  к  великим  праздникам  Рождества  и  Пасхи ,районный  конкурс  чтецов  «Рождественское  чудо»,   большой  районный  концерт  к  престольному  празднику  Свято – Михайловского  храма,  проведена  сеть  Рождественских  и  Пасхальных  концертов  по  школам.  В  этом  году    состоялся  конкурс  сочинений  на  тему:  «Праздников  Праздник,  Торжество  из  торжеств»  и  районный  конкурс  прикладного  творчества .
       В  областном  конкурсе  творческих  работ  «Вечное  слово»  были  отмечены  в  номинации  «Литература»  (возрастная  группа  1 – 4  классы)  работы  учеников  МОУ  лицея  №7  Лучкиной  Екатерины   (педагог  Медведева  Галина  Александровна),  Манухова  Данилы  (МОУ  СОШ  № 3,  педагог  Ратникова  Евгения  Валерьевна),  Мокеева  Алексея  (МОУ  гимназия  № 2,  педагог  Буркшайтис  Ирина  Александровна),  Рачек  Элины  (МОУ  гимназия  №2,  педагог  Миусова  Людмила  Дмитриевна); в  возрастной  группе  5 – 7  классы  отмечены  работы  Осиповой  Ольги  (МОУ  СОШ  № 6),  Тюкалова  Александра  и  Бацевой  Валентины,  воспитанников  МОУ  «Детский  дом – школа». В  номинации  «Изобразительное  искусство» в  возрастной  категории  15 – 17  лет  первое  место  заняла  Салькова  Светлана,  воспитанница  МОУ  ДОД  ДЮЦ  (руководитель  Протченко  Эмилия  Александровна).  Учащиеся  школ  города:  Чеков  Евгений  (МОУ  гимназия  № 2),  Лебедев  Никита  (МОУ  СОШ  № 6),  Осипов  Дмитрий  (МОУ  СОШ  №6),  Голоменцева  Дарья  (МОУ  лицей  № 7)  стали  победителями  региональной  олимпиады  по  Основам  православной  культуры  «Русь  Святая,  храни  веру  Православную»,  а  Чеков  Евгений  занял  2- е  место  во  Всероссийской  олимпиаде,  проходившей  в  Москве.
       Педагоги  школ    приняли  участие  в  областном  конкурсе  духовно – нравственных  программ.
(СЛАЙД 72)
        Большое   внимание  уделяют  учреждения  образования  пропаганде  здорового  образа  жизни. В  этом  направлении  работает  клуб  «Мы – здоровое  поколение»  СОШ  № 8,  которым  руководит  Говорун  Тамара Павловна. Вопросы  здорового  образа  жизни  рассматриваются  на  уроках  биологии,  ОБЖ.  Этому  же  способствуют  и  беседы  и  классные  часы  на  темы:  «Здоровье  нации»,  «Нет  добровольному  безумию».    Практически  во  всех  образовательных  учреждениях  разработаны  программы  содействия  укреплению  здоровья.  Сроки  их  реализации  различные – от  одного  до  пяти  лет. Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции совместно с общеобразовательными учреждениями района был организован ряд  конференций,  посвященных здоровому образу жизни и профилактике рискованного поведения среди подростков.
(СЛАЙД  73)
Одним  из  направлений приоритетного национального проекта «Образование» в 2009 году является  организация  рационального  питания  школьников. Поэтому наш муниципалитет включился в реализацию проекта по совершенствованию школьного питания, и на сегодняшний день заканчивается работа по ремонту школьных столовых, на что из муниципального бюджета выделено 3 млн.рублей. Уже начались поставки высокотехнологического оборудования в школы на сумму 14 млн. рублей, выделенных из средств федерального и областного бюджетов. С нового учебного года для различных категорий школьников разработано меню, учитывающее потребность детского организма в различных витаминах и минералах. Качественная организация сбалансированного горячего питания,  внедрение  новых безжировых технологий  приготовления  пищи  - все это будет способствовать улучшению здоровья школьников. Но еще очень важно, как отметил президент  в своем выступлении, пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.
(Слайд74)
    Ключевой  фигурой  в  воспитании  учащихся  является  классный  руководитель.  От  его  профессиональной  культуры,  творческого  потенциала,  энергии,  внимания, зависит,  что  в  конечном  счёте  обретет  ученик  за  годы  пребывания  в  школе.  Классный руководитель работает с детьми не только во время учебных занятий, он должен быть в курсе проблем ребенка, уметь оказывать ему моральную поддержку, особенно сейчас, в это непростое кризисное время. И, конечно,  должен быть налажен контакт с родителями. Для родителей школа не должна быть обузой, местом, куда ему не хочется идти, наоборот, участие в жизни школы должно превратиться в увлекательное и почетное занятие.
В  школах  сложилась  определённая  система  работы  с  родителями  и  родительской  общественностью. Проводятся  для  родителей  лектории,  родительские  собрания,   Дни  открытых  дверей,  приглашаются  для  выступления  работники  здравоохранения,  правоохранительных  органов  по  всем  вопросам,  касающихся  воспитания.  Сложились  школьно – семейные  традиции, но этого, как показывает практика, недостаточно. Школа должна стать открытой и прозрачной для общественности. Нельзя  забывать, что мы выполняем социальный заказ и должны оправдать серьезные требования родителей к качеству образования. Одной из форм такой открытости является публичный отчет. Работа над ним проводится вместе с управляющим советом, и готовый публичный отчет необходимо донести до каждой семьи. И это тоже должно стать традицией.  
К  работе  по  профилактике  правонарушений  среди  несовершеннолетних также привлекается родительская общественность. В школах на данный момент на  всех  видах  учёта  состоят  136  учащихся.  Социальными  педагогами  и  психологами,  классными  руководителями,  заместителями  директоров  по  воспитательной  работе  проводится  огромная  работа  по  профилактике  правонарушений  и  преступлений  среди  несовершеннолетних.  Результаты  есть:  количество  преступлений  и  правонарушений  за  1 – е  полугодие  2009  года  уменьшилось  по  сравнению  с  таким  же  периодом  прошлого  года.  Но    количество  детей, состоящих  на   профилактическом  учёте  в  МОУ  СОШ  № 5,  № 6,  МОУ  СОШ  № 8,  увеличивается.  В  2009 – 2010  учебном  году  нужно  взять  на  строгий  контроль  занятость  всех  подростков  во  внеурочное    и    каникулярное  время. Это тоже задача классного руководителя.
(СЛАЙД 75)
     Одним  из  главных  направлений  воспитания  является  организация  труда  и  отдыха  детей  и  подростков  в  летний  период  2009  года.  Организованными  формами  отдыха  в  течение  лета  было  охвачено  2620  учащихся  школ.  Трудоустроено  220  подростков.  Хочется  отметить  чёткую  организацию  работы  летних  оздоровительных  и  профильных  лагерей  в  МОУ  гимназии  № 2),    МОУ  СОШ  № 6, МОУ  лицее  № 7, Детско – юношеском  центре,  МОУ  Междуреченской  СОШ , МОУ  СОШ  № 4,  МОУ  СОШ  № 8,  МОУ  СОШ  № 3.  
  
(СЛАЙД 76 ) Продолжает свою работу целевая программа Калининградской области «Мы - россияне», целью которой является приобщение детей и молодежи к российским  культурным и историческим ценностям, развитие и укрепление в сознании детей чувства гордости и патриотизма за свою страну. В 2008-2009 учебном году возможность побывать в «большой России» получили 353 учащихся.
(СЛАЙД № 77) С 20 по 24 апреля 2009 г. в городе –герое Ленинграде прошла патриотическая акция «Поезд памяти». В путь отправились 55 ветеранов, участников обороны Ленинграда, жителей блокадного города  и 350 ребят Калининградской области.
     Город Черняховск  представляли 13 активистов из патриотического клуба «Белый ворон», историко-краеведческого музея имени И.Д. Черняховского (ДЮЦ), кадетского класса «Юный спасатель» (СОШ №5,), патриотического объединения «Патриот» (СОШ №1), поискового клуба «Форпост» (Лицей №7,) (СЛАЙД  78). Делегация города Черняховска была награждена почетной грамотой за победу в викторине «Над памятью годы безвластны», посвященной 65-летию полного освобождения Ленинграда от блокады в годы ВОВ, а также дипломом за активное участие в патриотической акции «Поезд памяти».

    Подводя итог всему блоку воспитательной работы в образовательных учреждениях, хочу сказать, что главными  задачами  и  в  этом  учебном  году  остаются   повышение  эффективности  воспитательной  работы  учреждений  образования  через  внедрение   в  учебный  процесс  новых  передовых  методик  и  технологий  обучения  и  воспитания,  осуществление  педагогической   поддержки  и  индивидуальное  сопровождение  ребёнка,  семьи,  сотрудничество  с  семьёй, содействие  созданию  детских  и  молодёжных    общественных  организаций,  ориентирование  на  работу  с  детьми  и  взрослыми  разных  убеждений.  Следует  обратить  внимание  на  вовлечение  в  работу  кружков  и  секций  ребят,  склонных  к  совершению  преступлений,  о  работе  кружков  и  секций  во  второй  половине  дня  и  в  выходные  дни.  По- прежнему  остро  стоит  вопрос  о  досуге  учащейся  молодёжи  в  вечернее  время. ( СЛАЙД 79)
опека
Отделом опеки и попечительства управления образования и охраны детства проводится целенаправленная работа по передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи, такие как усыновление (удочерение), опека (попечительство), опека по договору (приёмная семья) в соответствии с Федеральным Законом № 48 от 24 апреля 2008 года.
За семь месяцев текущего года отделом опеки и попечительства управления образования и охраны детства выявлено  26 детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых проводится работа по устройству их в семьи. Информация о детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей размещается в газете «Полюс» и на сайте администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район».
Усыновление является одной из приоритетных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году было усыновлено 3 ребенка. В течение года проводятся контрольные выходы в семьи усыновителей с целью обследования жилищно-бытовых условий воспитания усыновленных детей. По результатам посещения можно сделать вывод, что усыновители создали все условия для полноценного воспитания детей, а дети обрели заботливых родителей.
Наиболее распространенной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является передача их под опеку (попечительство). В настоящее время под опекой (попечительством) находится 233  ребенка. В 2009 году было передано под опеку (попечительство) 16 несовершеннолетних, из них, родственникам -13, посторонним гражданам - 3.
За семь месяцев  текущего года по договору о приёмной семье передано в семьи 16 детей, которые являлись воспитанниками МОУ «Детский дом г.Черняховска».
На учёте кандидатами в приёмные родители состоит – 4 человека, на усыновление – 1 человек, в опекуны – 4 человека.
Назначение денежных средств  на содержание  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся в приёмных семьях, семьях патронатных воспитателей, а также на оплату труда приёмным родителям и патронатным воспитателям» производится в соответствии с  Законом Калининградской области  от 08.04.2008 года № 236.
(СЛАЙД  80)
МДОУ:
В 2009/2010 учебном году проблема устройства детей в дошкольные учреждения продолжает оставаться.  На начало 2009 года  стоят в очереди 1664 ребенка.  В период комплектации (СЛАЙД 81) в ДОУ в мае-июне 2009 года укомплектовано  376 детей, что на 96  детей  больше, чем в 2008 году.
На данный момент действуют группы кратковременного пребывания на базе 4-х МДОУ. 6 ГКП функционируют на базе сельских школ, группы для подготовки детей к школе – «Будущий первоклассник». Открылся на базе бывшего детского дома детский сад № 1  «Теремок» на 95 мест, а также его филиал    в СОШ № 3,  где  дополнительно функционируют  2 группы детей на 40 мест).  Несмотря на все меры по увеличению мест в ДОУ, проблема все же остается: начала увеличиваться рождаемость, что не может не радовать. И  только строительство новых детских садов сможет решить проблему устройства детей в дошкольные учреждения.
Модернизация образования коснулась всех образовательных учреждений. Все наши детские сады с 1 января перешли на нормативное финансирование и  на новую систему оплаты труда, а  с сентября идет подготовка к   плавному  переходу дошкольных учреждений и учреждений дополнительных образований  в автономные учреждения. Все дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования готовы  к переходу. Это обсуждалось  сегодня на одной из секций  по дошкольному образованию, об этом подробнее расскажет и мой содокладчик, директор ДЮЦ Иванова В.В.
(СЛАЙД 82)
Таковы сегодняшние реалии. Образование может быть только инновационным, и наша главная цель – достижение качества. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. В борьбе за качество мы можем сказать: выиграем вместе – выиграем все. По-другому не будет.

Заключение:
Подводя итог нашему пленарному совещанию, хочу сказать, что сформулированные представления о школе будущего, которые вы сейчас услышали,  – это не просто пожелания, но и насущная необходимость. Глобальные финансово-экономические трудности текущих лет указывают нам на значимость укрепления собственной экономики. А для этого выпускники наших школ должны уметь осваивать все более новые и новые сферы деятельности. Для достижения таких результатов мы и перестраиваем систему образования на освоение современных компетентностей, на качество образования отвечающих общемировым требованиям. В этом и  состоит задача текущего момента, которую мы все должны  выполнить. Разрешите еще раз поздравить всех вас с началом нового учебного году, тем более что 2010 год объявлен Годом учителя, и пожелать всем здоровья, хорошего настроения и новых творческих побед.


Показать далее Вернуться в начало